Принципы и функции маркетинга
Маркетинг понимается как деятельность в рамках предпринимательства которая объединяет приспособление к рынку с одновременным воздействием на него. В данном случае под “рынком в маркетинге понимается не совокупность общественных отношений, а платёжеспособный спрос.
Охватывая различные области рынка, виды товаров, типы потребителей, отрасли предпринимательства и сферы рынка, маркетинг основывается на ряде важнейших принципов, которые предопределяют его функционирования в рамках рынка. Маркетинг строится на предпочтении методов активного типа, которые способны предугадывать и формировать спрос, так как он лежит в основе маркетинга. В связи с этим все решающие и важнейшие направления развития ориентируются на долгосрочную перспективу.
Постоянный мониторинг, сбор и обработка информации о рынке, его важнейших процессах и рыночной конъюнктуре является одним из важнейших принципов маркетинга, так как наличие информации о реальном состоянии рынка и его элементов позволяет подстраивать цели под изменчивые рыночные условия. Своим основным принципом маркетинг должен иметь использование различных прогнозов на мультифакторной основе, позволяя наиболее эффективным образом оценить перспективы развития.
Маркетинг строится на использовании оптимального сочетания методов управления, централизованных и децентрализованных, а центр принятия управленческих решений базируется на принципе близости к потребителю. Управление в целом должно включать элементы ситуационного управления, так как обнаружение новых проблем может существенно влиять на весь процесс реализации поставленных задач.
Функции маркетинга
Так как спрос лежит в центре маркетинга, можно выделить три основных функции, которые непосредственно с ним связаны. К ним относятся предвидение спроса, удовлетворение спроса и управление спросом. Управление спросом является важной и необходимой функцией, так как предвидение и удовлетворение спроса априори не могут быть выполнены безошибочно, а спрос развивается медленнее предложение, что приводит к образованию разрыва между ними. Управление включает в себя три этапа: стимулирование спроса, содействие спросу и его регулирование.
Формируя потребность в конкретном товаре у конкретного потребителя целевой аудитории, управление спросом стимулирует спрос, увеличивая его объёмы. Содействие спросу ликвидирует разрыв между желанием о покупке и непосредственным её совершением. Регулируя спрос, возможно влиять на него непосредственным образом, приглушая в случае превышения спросом предложения. Таким образом маркетинг имеет характер деятельности о том как лучше искать рынок, что предлагать потребителю в качестве товара и как работать наиболее эффективным образом.